Всемирное наследие + 29 (окончание)

Всемирное наследие + 29 (окончание)

0
0

Окончание рассказа о 29 новых объектах, включённых в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (предыдущие части: 1, 2, 3).

Культурные объекты

Риско-Кайдо и культурный ландшафт священных гор Гран-Канарии

На Канарских островах теперь целых четыре объекта из списка Всемирного наследия, но это первый из них, который связан доиспанским населением архипелага — гуанчами. И первый находящийся на острове Гран-Канария.

Строго говоря, гуанчами назывались лишь обитатели острова Тенерифе, жители других островов носили другие названия, но у европейцев и в дальнейшем в исторической литературе закрепилось употребление слова «гуанчи» по отношению ко всему древнему населению Канарских островов. Предки гуанчей, видимо, переселились на архипелаг в начале нашей эры из Северной Африки. Они принадлежали к берберским народам. Это подтверждается как сопоставлением дошедших до нас записей языков гуанчей с берберскими языками, так и генетическими исследованиями. Завоевание Канарских островов испанцами началось в 1402 году, когда к архипелагу прибыл корабль под командованием Жана де Бетанкура. Всего столетие понадобилось испанцам, чтобы сломить сопротивление гуанчей и взять под свой контроль все острова: в 1492 году под их власть попал последний из островов — Тенерифе. После этого множество гуанчей были проданы в рабство, а оставшиеся с течением времени смешались с переселенцами из Испании. В течение двух следующих столетий перестали употребляться языки гуанчей.

Археологические памятники культуры гуанчей, ставшие теперь объектом Всемирного наследия, расположены на большой территории в кальдере потухшего вулкана Техеда. Гуанчи жили в пещерах, среди которых были и естественные, и созданные искусственно. В кальдере Техеда есть пещеры, предназначенные для жилищ, для захоронения умерших, зернохранилища, каменные бассейны для сбора дождевой воды. Группы пещер носят названия Куэвас-дель-Рей («Королевские пещеры») и Роке-Камелло. Часть пещер использовалась для жилья или с хозяйственными целями непрерывно несколько веков. Сохранились террасы, которые древние жители острова использовали для земледелия, и пути, по которым они перегоняли свои стада. Во многих местах имеются вырезанные на скалах изображения, есть и несколько надписей недешифрованным гуанчским письмом — одним из вариантов древнеливийской письменности, живым продолжением которой в наши дни является туарегский алфавит тифинаг.

Главными достопримечательностями можно назвать два места религиозных культов гуанчей — Риско-Кайдо и Роке-Бентайга. Первое из них — пещера, второе — священная гора высотой 1414 метров над уровнем моря. Обычно религиозные церемонии гуанчей проводились на вершинах гор, где специально проделывались углубления в камне, в которые жрецы совершали возлияния маслом или молоком. Особый случай представляли места поклонения в искусственных пещерах. Сохранились упоминания, что система пещер Риско-Кайдо служила местом собраний жрецов, которые назывались на этом острове файканами. Свод пещеры C7 в этом комплексе имеет искусственное отверстие, через которое внутрь проникают лучи рассветного солнца, создавая своеобразный оптический эффект с настенными изображениями. Среди этих рисунов встречаются треугольники, в которых исследователи видят изображения женского лона, связывая их с культом плодородия.

Сохранилось описание обряда моления о дожде. Под руководством одного из файканов, которому помогали «святые женщины» (харимагуады), все местные жители с ветвями в руках поднимались на священные горы, где харимагуады совершали возлияния молоком и маслом, а затем пели и танцевали, тем временем участники шествия взывали к небу. Позже файкан направлял процессию к морю, где каждый участник ударял ветвью по воде.

 Всемирное наследие + 29 (окончание)

Погребальные пещеры гуанчей в Сенобио-де-Валерон (Гран-Канария)

 Всемирное наследие + 29 (окончание)

Статуэтка работы гуанчей с острова Гран-Канария (известна как «Идол из Тары»)

 Всемирное наследие + 29 (окончание)

Надписи на камне древнеливийским письмом

 Всемирное наследие + 29 (окончание)

Общий вид Роке-Бентайга

 Всемирное наследие + 29 (окончание)

Место для жертвенных возлияний на Роке-Бентайга

Обсерватория Джодрелл-Бэнк

Одна из крупнейших радиообсерваторий мира, находящаяся недалеко от Манчестера, получила название по земельному участку, которым в XIV веке владел Уильям Джодрелл — лучник в армии принца Эдуарда, участник Столетней войны. Его потомки до сих пор хранят как семейную реликвию разрешение на поездку в Англию, которое Чёрный принц выдал Джодреллу 16 декабря 1355 года. У этого семейства в 1935 году Манчестерский университет приобрёл участок земли, где кафедра ботаники разместила полевую станцию. Джодрелл-Бэнк, возможно, до сих пор оставался бы исключительно вотчиной ботаников, если бы не трамваи Манчестера.

После окончания войны астроном Бернард Ловелл (1913–2012) получил в своё распоряжение радиолокационную систему GL II, работающую на волне 4,2 м и служившую в военные годы для обнаружения самолётов противника. Ловелл намеревался использовать её в радиоастрономии. Сперва он хотел заняться этим прямо в Манчестере, но электрические помехи от трамваев на Оксфорд-роуд мешали исследованиям, поэтому 10 декабря 1945 года Ловелл перевёз свое оборудование в Джодрелл-Бэнк. В последующие годы Ловелл пополнил свой арсенал за счёт бывшей военной радиотехники, а в 1947 году в Джодрелл-Бэнке уже был построен первый стационарный радиотелескоп с диаметром зеркала 66 метров. Этот телескоп был направлен в зенит, поэтому следующим этапом стало сооружение телескопа с поворотным механизмом. Даже здесь астрономы смогли использовать военное оборудование: для вертикального поворотного механизма применили два 38-сантиметровых подшипника, ранее служивших в орудийных башнях кораблей. Телескоп был завершён в 1955 году. С зеркалом диаметром 76,2 метра он был тогда самым большим в мире (сейчас занимает третье место). Сначала его называли просто 250-футовым телескопом или телескопом Джодрелл-Бэнк, затем появилось название Марк I, а с 1987 года он называется Радиотелескопом имени Ловелла. За его создание Ловелл и инженер Чарльз Хазбенд были посвящены в рыцари, а сам телескоп стал одним из знаменитых сооружений XX века в Великобритании.

В 1964 году рядом появился телескоп Марк II c зеркалом размером 38,1 на 25,4 метра. Телескоп Марк III аналогичной конструкции был сооружён у деревни Уордл в Чешире и удалённо управлялся из обсерватории Джодрелл-Бэнк. Марк II работает и сейчас, а в 2017 году его внесли в число памятников архитектуры (listed building) первого класса. Помимо телескопа имени Ловелла и Марк II в Джодрелл-Бэнке есть радиотелескопы меньшего размера: 42-футовый (12,8 м) телескоп предназначен для наблюдений за пульсарами, а 7-метровый радиотелескоп используется для обучения студентов.

Напомним, что угловая разрешающая способность радиотелескопа определяется отношением длины волны к диаметру антенны. Чем меньше это отношение, тем более близкие объекты способен различать телескоп. Соответственно, чем больше диаметр параболической антенны, тем лучше. Даже у самых больших радиотелескопов разрешающая способность удручающе мала и сильно уступает оптическим телескопам, редко превышая 1 угловую минуту, что примерно соответствует зоркости невооружённого глаза. Излучение от двух или более источников, расположенных близко друг от друга, радиотелескопы воспринимают как один радиоисточник. Но этот недостаток астрономы преодолевают при помощи радиоинтерферометров — систем из нескольких радиотелескопов, связанных между собой и работающих синхронизировано. В таком случае угловая разрешающая способность определяется не диаметром зеркала одного телескопа, а расстоянием между телескопами (базой радиоинтерферометра). Радиоинтерферометры позволяют астрономам добиваться значительно более высокой точности, чем одиночные радиотелескопы. С их появлением радиоастрономия резко обогнала по разрешающей способности оптическую астрономию. Поэтому радиотелескопы имени Ловелла и Марк II сейчас работают в составе радиоинтерферометра МЕРЛИН (Multi-Element Radio Linked Interferometer Network, MERLIN), представляющего собой сеть из семи радиотелескопов в Англии, которые отстоят друг от друга на расстояние несколько более 200 километров. Его разрешающая способность равна 0,05 угловой секунды. Если бы наш глаз имел такую же разрешающую способность, мы видели бы монету диаметром два сантиметра на расстоянии почти 100 километров.

Именно выступая в составе радиоинтерферометра, телескоп имени Ловелла в 1962 году обнаружил компактные радиоисточники, позже получившие название квазаров. В 1968 году с помощью того же телескопа было подтверждено существование пульсаров. В 1972–1973 годах им была обнаружена первая гравитационная линза, которая была подтверждена оптически 6 лет спустя. В 2004 году был открыт первый двойной пульсар. В 2005 году с помощью телескопа Ловелла была обнаружена галактика, почти полностью состоящая из тёмной материи. И это, разумеется, далеко не исчерпывающий список открытий, совершённых обсерваторией Джодрелл-Бэнк.

С момента запуска первого искусственного спутника Земли радиообсерватория в Джодрелл-Бэнк использовалась для слежения за советскими спутниками и другими космическими аппаратами. Когда в 1966 году автоматическая станция «Луна-9» впервые в истории села на Луну и передала оттуда изображения лунной поверхности, СССР не сразу обнародовал полученные снимки. Но сигнал станции принял и телескоп Ловелла, английские астрономы заметили, что сигнал закодирован в международной системе Radiofax, которую газеты использовали для передачи по радио монохромных изображений. Редакция Daily Express доставила в Джодрелл-Бэнк ресивер, предназначенный для раскодирования изображений, и в результате фотографии Луны были опубликованы по всему миру. Англичане предположили, что создатели «Луны-9», зная, что сигнал со станции будут принимать и за границей, специально выбрали такую систему кодировки, чтобы прорвать завесу секретности и сделать фотографии доступными для всего человечества. Возможно также, что эта мера была предпринята, чтобы увеличить шансы на успешный приём со столь далекого расстояния.

Как мы помним, история Джодрелл-Бэнка началась с ботаники. Эта наука и теперь не полностью уступила место астрономии. В Джодрелл-Бэнке имеется дендрарий площадью 14 гектаров. В нём находятся части национальных коллекций яблонь и рябин, а также коллекция вереска, принадлежащая британскому Обществу вереска.

 Всемирное наследие + 29 (окончание)

Телескоп имени Ловелла

 Всемирное наследие + 29 (окончание)

Радиотелескоп Марк II

Архитектура ХХ века Фрэнка Ллойда Райта

Этот пункт списка объединил восемь объектов, находящихся в шести штатах США. Все они построены по проектам Фрэнка Ллойда Райта (1867–1959), крупнейшего из американских архитекторов, который оказал значительное влияние на архитектуру следующих поколений. Индивидуальный стиль архитектора с преобладанием горизонтальных линий и хорошо вписанными в окружающий ландшафт зданиями стал известен как «стиль прерий». «У прерии своя собственная красота, и наша задача —распознать и подчеркнуть эту призрачную красоту. Отсюда… нависающие карнизы, низкие террасы и уединенные частные сады, скрытые за оградами», — говорил Фрэнк Ллойд Райт. Его постройки стали воплощением принципов «органической архитектуры», сформулированных его учителем Луисом Салливаном в 1890-х годах. Здание не противопоставляется окружающему пейзажу, а становится его естественным продолжением, в постройках используются природные материалы: дерево и камень — вот базовые положения этого течения. Именно Райт стал самым влиятельным деятелем органической архитектуры, альбомы его проектов, изданные в Европе в 1910 и 1911 годах, принесли ему славу по другую сторону океана.

Когда началась Великая депрессия, Райт сумел найти способ строить более дешёвые дома. Отрицавший ранее стекло и железобетон, он стал использовать эти материалы, и, более того, стекло стало играть ведущую роль в облике его зданий («тонкие листы отвердевшего воздуха, сдерживающие воздушные потоки снаружи и внутри»). Фрэнк Ллойд Райт придумал новый термин «Юсония» (Usonia от U.S.O.N.A. — Unites States of Nothern America или от названия США на языке эсперанто — Usono), которым обозначал своё видение ландшафта Соединённых Штатов, который, по его замыслу, должен был выражать дух американского общества при помощи архитектуры и планировки городов. Точнее, прежним тесным городам должны, согласно Райту, прийти на смену «города широких горизонтов»: рассредоточенные на больших пространствах индивидуальные малоэтажные здания. Создание таких городов стало возможным благодаря распространению индивидуальных автомобилей. Концепция дезурбанизации Райта изложена им в книге «Исчезающий город» (The disappearing city, 1932). «Юсонианские» дома Райта обычно имеют L-образную форму, позволяющую вписывать их в сложный рельеф местности. Для них характерны плоские крыши с большим выносом, перетекающие друг в друга внутренние помещения, подогрев пола с помощью проложенных под ним труб парового отопления, частое использование пассивного солнечного отопления и естественного охлаждения помещений, а также естественного освещения через вытянутые во всю стену окна. Хотя в полной мере Юсония с её слиянием города и сельской местности всё-таки кажется Утопией, идеи Фрэнка Ллойда Райта в течение многих десятилетий оказывали влияние и на массовое строительство, и на индивидуальные проекты, сохраняют они актуальность и сейчас.

Самое раннее здание, упомянутое экспертами ЮНЕСКО, — это унитарианская церковь в Чикаго (1905–1908). К этому течению в протестантизме принадлежала семья Райта, а его дядя Дженкин Ллойд Джонс был видным деятелем унитарианства в США. Чтобы уменьшить шум с улицы, Райт отказался от окон, выходящих на улицу. Вместо этого естественный свет проникает через витражи на крыше и фонари вдоль верхних стен. Поскольку прихожане не могли смотреть наружу, витражи выполнены в зелёных, жёлтых и коричневых тонах, напоминая природные цвета. Во время служб люди могут размещаться на нижнем этаже и на двух балконах, таким образом архитектор добился, чтобы ни один человек не находился на расстоянии более 12 метров от кафедры проповедника. Зал также отличается  очень хорошей акустикой. Вспоминая работу над унитарианским храмом, Райт говорил, что тогда он впервые осознал, что настоящее сердце здания — это пространство, а не стены.

Имя валлийского барда Талиесина (семья архитектора происходила из Уэльса) получили два комплекса строений, построенных Райтом для себя. Летняя усадьба «Талиесин», или «Талиесин-Норд» (1911) находится в Висконсине, а зимняя «Талиесин-Уэст» (1937–1959) — в Аризоне. В обоих домах имелась студия для работы. С 1932 года в «Талиесине» Райт основал архитектурную школу — «Талиесинское товарищество», и над рядом проектов работал совместно с учениками. Под названием The School of Architecture at Taliesin она действует до сих пор.

Дом Фредерика Роби (1909–1910) расположен на территории кампуса Чикагского университета. Считается классическим образцом «стиля прерий». Райт разработал не только проект дома, но и все интерьеры, окна, освещение, ковры, мебель и текстиль. Как писал Райт в 1910 году, «совершенно невозможно рассматривать здание отдельно от его предметов обихода… Все они — структурные детали его характера и полноты».

Дом Эйлин Барнсдалл в Лос-Анджелесе известен как «Дом шток-розы» (Hollyhock House). Он строился в 1919–1921 годах. Цветок шток-розы стал главным мотивом этого проекта, он многократно воспроизведён в декоре стен. В этом проекте Райт впервые использовал угловые окна, которые потом он применит в Доме над водопадом. Эйлин Барнсдалл подарила дом Лос-Анджелесу в 1927 году с условием о предоставления его в длительную аренду Калифорнийскому художественному клубу. На протяжении многих лет дом использовался для выставок. Его сильно повредило землетрясение 1994 года, но после реставрации он был снова открыт для публики в 2005 году.

Построенный в 1937 году дом Герберта и Кэтрин Джейкобс в штате Висконсин (известен как Джейкобс I) считается первым «юсонианским» домом. Это небольшой одноэтажный частный дом на две спальни общей внутренней площадью 140 квадратных метров. Журналист Герберт Джейкобс, лично знакомый с Райтом, просил того выстроить дом, уложившись в смету в 5000 долларов, и Райт справился с этой задачей. Правда, спустя несколько лет семья Джейкобса разрослась и дом стал им тесен. Пришлось заказывать у Райта новый дом побольше. Он находится неподалёку и называется Джейобс II, дом включён в реестр исторических мест США, однако в список Всемирного наследия не попал. Джейкобс I сменил нескольких хозяев и подвергся перестройкам, исказившим первоначальный проект, но реконструкция в 1980-х годах вернула ему прежний вид. Дом по-прежнему принадлежит частому лицу, однако владелец пускает туда экскурсии.

Наконец, самые известные постройки Фрэнка Ллойда Райта — «Дом над водопадом» (дом Эдгара Кауфмана, 1936–1939, Пенсильвания) и Музей Соломона Гуггенхайма (1959, Нью-Йорк) — слишком известны, чтобы их подробно описывать. Первый стал образцом органической архитектуры, второй прославился спиральным пандусом, по которому посетители музея спускаются, осматривая развешенные на внешних стенах картины. Оба здания включаются в число лучших произведений архитектуры XX века.

 Всемирное наследие + 29 (окончание)

Унитарианский храм в Чикаго

 Всемирное наследие + 29 (окончание)

Внутренняя планировка зала для богослужений

Всемирное наследие + 29 (окончание) 

Планировка «Талиесин-Норд»

 Всемирное наследие + 29 (окончание)

«Талиесин-Уэст»

 Всемирное наследие + 29 (окончание)

Дом Фредерика Роби

 Всемирное наследие + 29 (окончание)

Дом Эйлин Барнсдалл

 Всемирное наследие + 29 (окончание)

Декор в виде цветов шток-розы на юго-восточной террасе

 Всемирное наследие + 29 (окончание)

Джейкобc I

 Всемирное наследие + 29 (окончание)

Макет «Дома над водопадом»

 Всемирное наследие + 29 (окончание)

Полы «Дома над водопадом» представляют собой поверхность скалы, служащей основанием дома. Райт хотел выпрямить их, но хозяевам понравился природный интерьер, и полы лишь отполировали, а валуны, образовавшие очаг в гостиной, оставили нетронутыми.

 Всемирное наследие + 29 (окончание)

Музей Соломона Гуггенхайма

 Всемирное наследие + 29 (окончание)

Вид на Музей Соломона Гуггенхайма из внутреннего дворика

Смешанные объекты

Город Парати и остров Илья-Гранди

Парати расположен на побережье Атлантического океана в бразильском штате Рио-де-Жанейро. Он был основан в 1667 году и со временем стал конечным пунктом «Золотого пути» (Caminho do Ouro), где добытое на золотых приисках в Минас-Жерайс золото грузили на корабли, чтобы отправить в Европу. Исторический центр Парати сохранил планировку XVIII века, сохранилась и значительная часть колониальной архитектуры XVIII — начала XIX веков. В центр города автомобили могут въезжать только по средам для доставки необходимых грузов, всё остальное время он отдан пешеходам, велосипедистам и повозкам на лошадиной тяге. В городе четыре барочных церкви, самая старая из которых — Капелла-де-Санта-Рита — построена в 1722 году. Тогда её прихожанами были белые жители города и свободные негры. Сейчас в ней музей религиозного искусства. Для негров-рабов предназначалась церковь Носса-сеньора-ду-Росарио-и-Сан-Бенедито, построенная всего тремя годами позже. Для защиты города были выстроены 7 укреплений, 2 из которых сохранились до наших дней, а остальные представляют собой руины. Также в городе осталось много домов колониальной эпохи, превращённых сейчас в магазины, гостиницы, рестораны и бары. Раз в месяц, в полнолуние, когда прилив особенно высокий, морская вода затапливает ближайшую к гавани часть центра города. Высота воды на улицах составляет обычно 15–25 сантиметров, держится она недолго. Для пешеходов в такие дни выставляют деревянные мостки, правда, не везде.

Природная часть объекта Всемирного наследия представлена четырьмя охраняемыми территориями. Две из них — национальный парк Серра-да-Бокайна и охраняемая природная территория Кайрусу — находятся на побережье, но включают в себя и небольшие островки. Две другие — заповедник Прайя-ду-Сул и парк Илья-Гранде — целиком расположены на острове Илья-Гранде. Тропические леса, мангры и коралловые рифы этих территорий служат местом обитания многочисленных животных и растений, многие из которых относятся к исчезающим и эндемичным видам.

В национальном парке Серра-да-Бокайна есть также несколько археологических памятников, свидетельствующих о давнем проживании здесь коренного населения. На охраняемых территориях существуют общины афро-бразильского этноса киломбола, возникшего в XVII веке из бежавших с плантаций африканских рабов. По легенде, основательницей киломбола стала ангольская принцесса Аквалтуне. В лесах бежавшие рабы основали ряд поселений (киломбо) и занимались сельских хозяйством. Постепенно сложилось довольно обширное государство беглых рабов Пальмерс со столицей Макаку. Было это на территории современного штата Алагоас. Поселения были окружены частоколами, а вокруг было устроено много замаскированных ловушек: ям с острыми кольями на дне. Но киломбола не только оборонялись, они также совершали нападения на окрестные португальские города. Двадцать карательных экспедиций закончились безрезультатно, пока, наконец, сын Аквалтуне Ганга Зумба не был вынужден в 1678 году заключить договор с португальцами, по которому обязывался не принимать новых беглецов с плантаций и переселить свой народ. Его племянник Зумби счёл это предательством, отравил дядю и возобновил сопротивление. Лишь в 1694 году европейцы взяли столицу беглых рабов и убили сотни её обитателей. В течение следующих лет были разрушены другие селения. Но небольшие группы киломбола сохранились в глубине джунглей, смешавшись с индейскими народами и перейдя от земледелия к охоте и собирательству. Они были обнаружены только в 1970-х. Помимо киломбола, на территориях национальных парков есть общины индейцев гуарани и креольского народа кайсара.

 Всемирное наследие + 29 (окончание)

Парати. Вид на город со стороны гавани

 Всемирное наследие + 29 (окончание)

Запряжённые лошадьми или ослами повозки — до сих пор распространённый вид транспорта в Парати

 Всемирное наследие + 29 (окончание)

Парати. Капелла-де-Санта-Рита

 Всемирное наследие + 29 (окончание)

Парати. Церковь Носса-сеньора-ду-Росарио-и-Сан-Бенедито

 Всемирное наследие + 29 (окончание)

Затопленные улицы Парати

 Всемирное наследие + 29 (окончание)

Национальный парк Серра-да-Бокайна

 Всемирное наследие + 29 (окончание)

Пейзаж острова Илья-Гранде

Природные объекты

Заповедники для перелётных птиц на побережье Жёлтого моря и Бохайского залива

На этих китайских берегах располагается литоральная экосистема, которую считают самой большой в мире. Участки суши, обнажаемые при отливе, а также прилегающие к ним заводи, болота и отмели богаты рыбой и различными ракообразными. Каждый год они служат местом отдыха для многочисленных птиц, летящих из Северо-Восточной Азии в Индонезию и Австралию. Там, например, совершают остановки многие виды птиц с арктических побережий России, Чукотки и Камчатки.

Всемирное наследие + 29 (окончание)

Скопление перелётных птиц

 Всемирное наследие + 29 (окончание)

Японские журавли на побережье Бохайского залива

 Всемирное наследие + 29 (окончание)

Обитатель Чукотки кулик-лопатень — вид, находящийся на грани исчезновения

Национальный заповедник Французских Южных территорий

Созданный в 2006 году и расширенный спустя десять лет заповедник охватывает принадлежащие Франции островные территории в Южном океане: острова Крозе, архипелаг Кергелен, острова Сен-Поль и Амстердам. Все острова лежат в промежутке между 37 и 50 градусами южной широты. Общая площадь заповедника составляет 67 296 900 гектаров, из которых на долю суши приходится около 700 000 гектаров.

На островах много колоний пингвинов, тюленей и морских птиц. Среди них крупнейшие в мире колонии королевских пингвинов на острове Кошон, индийских желтоклювых альбатросов на острове Амстердам и вторая по величине в мире популяция морских слонов на полуострове Курбе (остров Гран-Тер, Кергелен). Общая численность птиц на Французских Южных территориях превышает 50 миллионов. Для 16 видов на островах обитает больше половины их общемировой численности, а 8 видов — эндемики островов. Некоторые из островов признаны организацией BirdLife International ключевыми орнитологическими территориями (Important Bird Area).

 Всемирное наследие + 29 (окончание)

Пейзаж островов Крозе

 Всемирное наследие + 29 (окончание)

Одна из колоний пингвинов на островах Крозе

 Всемирное наследие + 29 (окончание)

Растительность острова Амстердам

Ватнайёкюдль

Национальный парк Ватнайёкюдль занимает около 12 % территории Исландии, охватывая одноимённый ледник и прилегающие районы. Уникален ландшафт парка, созданный совместной деятельностью рек, ледников, вулканов и геотермальных источников. Ледниковый щит скрывает множество гор, долин и плато, в том числе и 8 вулканов, из которых Бардарбунга является самым крупным, а Гримсвётн — самым активным. Для этой территории характерно особое природное явление йоукюльхлёйп (jökulhlaup) — внезапное наводнение, вызванное обрушением части ледника из-за подлёдного вулканического извержения или выбросов геотермальных источников. Извержение вулкана Гримсвётн в 1996 году вызвало йоукюльхлёйп с выбросом воды до 50 000 кубометров в секунду. На несколько дней он стал второй по полноводности рекой в мире после Амазонки.

 Всемирное наследие + 29 (окончание)

Озеро в кальдере вулкана Аскья

 Всемирное наследие + 29 (окончание)

Ледник Флауаёкюль

Гирканские леса

Гирканские леса протянулись в Иране на 850 километров вдоль южного побережья Каспийского моря. Эти места были не затронуты последним оледенением, и широколиственные субтропические леса сохраняются здесь от 25 до 50 миллионов лет. Название этот регион получил по области Гиркания, входившей в состав древнеперсидского государства. На сегодня в регионе обитают 180 видов птиц и 58 видов млекопитающих, в том числе и вымирающий иранский подвид леопарда (Panthera pardus tulliana).

 Всемирное наследие + 29 (окончание)

Буковый лес в Мазандаране

 Всемирное наследие + 29 (окончание)

Иранский леопард

Источник

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ