Ученые нашли на Южном Урале уникальное наскальное изображение

Ученые нашли на Южном Урале уникальное наскальное изображение

Автор:
0
0

Фото: О. Червяцова

Реставраторы и археологи из России и зарубежных стран обнаружили в Каповой пещере в Башкирии крайне необычный рисунок верблюда, свидетельствующий о том, что люди каменного века активно обменивались художественными «ноу-хау», сообщает пресс-служба МГУ.

«Рисунок верблюда, найденный на известном с конца 1970 годов полихромном панно «Лошади и Знаки», не имеет аналогов в изобразительных комплексах пещер Франции и Испании, но имеет некоторое сходство с фигурой верблюда из Игнатьевской пещеры в Челябинской области. Теперь он, вероятно, становится значимым образом верхнепалеолитического пещерного бестиария Южного Урала», — рассказал Владислав Житенёв, руководитель Южно-Уральской археологической экспедиции МГУ.

Наскальная живопись и другие проявления изобразительного искусства древних людей — «палеолитические венеры» и прочие статуэтки — раньше считались исключительной чертой наших предков, проникших на территорию Европы около 40 тысяч лет назад. Впоследствии выяснилось, что и неандертальцы умели рисовать, а самые древние рисунки людей — изображения свиней-бабирусс и других животных — находятся не в Европе, а в Юго-Восточной Азии.

На самом деле, как сегодня считают палеонтологи и антропологи, изобразительное искусство зародилось гораздо раньше, как минимум 100 тысяч лет назад, еще до исхода человека из Африки, просто рисунки тех времен не дожили до нас из-за экваториального климата и их почтенного возраста. К примеру, в 2011 году ученые нашли предположительную «палитру» — раковину моллюска, покрытую краской — и рабочие инструменты древних художников возрастом в 100-150 тысяч лет, проводя раскопки в пещере Бломбос в ЮАР.

Самые известные примеры подобной древней «живописи» в России находятся внутри Каповой пещеры, расположенной на юге Башкирии в предгорьях Урала. Самые древние рисунки были оставлены на ее стенах примерно 36 тысяч лет назад, и за последующие десятки тысяч лет кроманьонцы нарисовали здесь десятки различных изображений, многие из которых до сих пор остаются скрытыми под наростами кальцита.

Часть этих рисунков находятся в критическом состоянии, и сейчас российские и зарубежные ученые активно изучают их и пытаются найти способы спасти древнейшие памятники искусства от уничтожения. В ходе подобных работ, которые недавно проводил Эдуаль Гийаме, известный реставратор из Андорры, ученым удалось найти уникальный рисунок верблюда, спрятанный под пещерными отложениями в то время, когда Евразия заселялась первыми людьми.

Как отмечает Житенев, уран-ториевый анализ отложений, покрывающих рисунок, показывает, что он был оставлен на стенах пещеры во времена верхнего палеолита, не раньше, чем 37 тысяч лет назад, но и не позже, чем 15 тысяч лет назад. Это делает его одним из самых древних примеров наскальной живописи в Каповой пещере, возраст которых уже был вычислен учеными.

По его словам, то, как были нарисованы лошади, верблюд и другие элементы картины, а также их расположение на каменном «полотне», говорит о том, что оно было написано художниками, знакомыми с традициями искусства каменного века, возникшими на территории юга современной Франции и севера Испании. Эта часть Европы была одним из «очагов цивилизации» во времена последнего наступления ледников и являлась самым густонаселенным районом Земли примерно 37-20 тысяч лет назад.

С другой стороны, подчеркивает ученый, верблюды на европейских наскальных рисунках не встречаются, и их можно увидеть лишь в пещерах Монголии и в Игнатьевской пещере, расположенной относительно недалеко от Каповой пещеры. Это, как считают археологи, говорит о том, что художественные традиции развивались самостоятельно и на территории Южного Урала, и в последствии они переплелись с художественными «ноу-хау» из Франции.

Как отмечает пресс-служба МГУ, ученые продолжат изучение пещер в декабре, когда стены подземных залов и галерей станут гораздо суше, чем летом, что позволит выявлять мельчайшие детали рисунков, а также проведут повторную оценку их состояния, необходимую для начала реставрации.

Читайте также

Источник

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ