
Фото: © AP Photo / Osman Orsal
Чего ожидать?
Комментируя ожидания от встречи, еврокомиссар Хан сообщил журналистам, что хотел бы договориться о продолжении диалога высокого уровня по вопросам энергетики, миграции и борьбы с терроризмом, несмотря на возросшую напряженность в отношениях.
При этом он отметил, что по итогам встречи «позиции могут продолжать разниться, например, по вопросам верховенства права».
Он также выразил беспокойство в связи с напряженностью в отношениях Турции и Германии и сообщил, что главное – осознавать причины этих трудностей. «Я надеюсь если не на понимание, то, по крайней мере, на должную реакцию турецких властей», — заявил Хан.
Он полагает, что «при наличии положительных результатов встреча может оказать и положительное влияние на отношения между Германией и Турцией».
Турция и ЕС: «Потепление»
Отношения Турции с Евросоюзом, критикующим ситуацию с правами человека в стране, начали улучшаться осенью 2015 года, когда ЕС понадобилась помощь Анкары в борьбе с небывалым притоком нелегалов на его территорию. Наивысший уровень взаимопонимания был достигнут в марте 2016 года: ЕС и Турция согласовали план по борьбе с миграционным кризисом. В рамках договоренности Евросоюз в обмен на усилия Анкары по сдерживанию миграционных волн обязался активизировать переговоры о вступлении Турции в ЕС, которые ведутся с 2005 года, и уже летом 2016 года ввести для турецких граждан безвизовый режим при выполнении Турцией соответствующих условий. Договоренности также предусматривали выделение Евросоюзом трех миллиардов евро на благоустройство в Турции сирийских беженцев.
Эти договоренности позволили фактически свести на нет приток нелегалов, направлявшихся в ЕС через турецкую территорию. Евросоюз, в свою очередь, начал выделять Анкаре обещанные средства на беженцев, была открыта новая – 16-я по счету из 35 – глава переговорного досье о вступлении Турции в Евросоюз. Но на этом энтузиазм со стороны ЕС иссяк.
Первыми застопорились переговоры о введении безвизового режима. ЕК подготовила несколько докладов о прогрессе в ходе отмены виз для Турции, где неизменно значились пять условий, которые Анкаре все еще предстоит выполнить. В их числе упоминалось внесение изменений в антитеррористическое законодательство Турции. Это условие стало главным камнем преткновения: турки наотрез отказались обсуждать эту возможность, указывая на соображения национальной безопасности. При этом президент Турции Тайип Эрдоган грозил ЕС отказом от миграционного соглашения, если гражданам его страны не предоставят безвизовый режим.
«Заморозки»
После попытки вооруженного переворота в Турции в июле 2016 года противоречия с ЕС резко обострились. Массовые аресты подозреваемых, увольнения тысяч работников системы здравоохранения и образования, закрытие ряда СМИ вызвали волну протестов в странах Евросоюза, а дискуссия о возможности введения смертной казни прямо поставила под вопрос переговоры о членстве в ЕС. Критикой были встречены и аресты оппозиционных депутатов.